Хафиятуллов Р.Г. РОЛЬ ЦЕНЫ КАПИТАЛА В ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2013/21/4825.

Моя страница на сайте Ученые России

Экономическая теория


Экономическая теория

Вопросы курса по экономической теории

Содержание курса.
Темы и разделы курса, их краткое содержание.

Раздел 1. Цели и важнейшие понятия общей экономической теории.

Тема 1. Предмет общей экономической теории, её философские и методологические основы.

1.Предмет, цели и задачи экономической теории. Экономическая теория – наука по изысканию и выбору производства благ для удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Это наука о богатстве, о том, « как образуется, распределяется и потребляется богатство» (Ж.Б. Сэй).

2.Структура экономической теории (микро-, макро-, мировая экономика) и различные уровни экономического анализа. Позитивная и нормативная экономика.

3.Взаимосвязь экономической теории с другими науками, её функции.

4.Ключевые проблемы экономики. Что производить? Как производить? Для кого производить?

5.Инструменты экономического анализа. Математическое моделирование. Оптимизационные модели (описывают поведение отдельных экономических агентов), равновесные (характеризуют взаимоотношения между субъектами рыночных отношений). Классификация моделей по фактору времени, по степени распространённости, по учёту времени.

Тема 2. Зарождение и развитие экономической теории. Главные направления экономической мысли.

Меркантилизм. Физиократы. Классическая политическая экономия. Марксизм. Маржинализм. Классическая школа. Кейнсианство. Монетаризм. Институциональное направление. Историческая школа.

Гипотеза рациональных ожиданий.

Экономика предложения.

Раздел 2. Общие основы экономического развития общества.

Тема 3. Производство в жизни общества.

1.Взаимосвязь производства, распределения, обмена и потребления. Процесс производства как система взаимодействия « труда», « земли», « капитала».

2.Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов.

3.Экономические ресурсы и факторы производства (природные, материальные и трудовые). Значение информационного ресурса и ресурса времени. Предпринимательство – самостоятельный фактор производства.

4.Доходы от владения ресурсами (рента, процент, прибыль, дивиденд, зарплата, гонорар). Центральная проблема экономической тории – мера доходности каждого фактора в конкретных экономических условиях.

5.Выбор оптимального экономического решения. КПВ – фундаментальная модель, представляющая выбор как экономическую проблему. Фундаментальный закон экономики: по мере максимизации производства определенного продукта эффективность использования ресурсов падает.

Тема 4. Собственность как отражение экономических связей и зависимостей.

1.Экономическое содержание и правовая форма собственности. Теория «прав собственности» как система отношений между людьми по поводу их исключения из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Теорема Коуза.

2.Ногообразие форм собственности и их характеристика: государственная, частная, смешанная.

3.Место и роль собственности в реформировании экономики. Методы изменения форм собственности: национализация, денационализация, приватизации, реприватизация.

4.Деньги: происхождение, сущность, функции. Денежные системы и денежное обращение. Современные деньги.

Тема 5. Экономические системы: особенности и основные критерии классификации.

1.Понятие экономической системы: основные характеристики.

2.Традиционная экономика («доэкономика»), рыночная, командная, смешанная, переходная.

3.Общая характеристика рыночной экономики. Достоинства (лучшая связь между производителем и потребителем; общественная оценка результатов деятельности производителя, наиболее эффективное использование ресурсов и т.д). Недостатки (не в состоянии производить общественные товары, регулировать внешние эффекты, решать проблему дифференциации доходов и безработицы).

3.Меры переходного периода (трансформация отношений собственности, рыночной инфраструктуры, развитие предпринимательской деятельности, либерализация цен, замена жёсткого планирования рыночной конкуренцией и индикативным планированием).

Тема 6. Модели рыночной экономики. Особенности российской модели.

1.Американская модель: «либеральная модель капитализма» (малый удельный вес госсобственности и минимальная регулирующая роль государства).

2.Японская и шведская модели (социальная направленность модели).

3. Немецкая и французская модели (высокий уровень государственного воздействия на экономику).

4.Южнокорейская и китайская модели (сочетание рыночных отношений с государственным планированием).

5.Особенности российской модели.

Раздел 3. Основы теории рыночной экономики.

Тема 7. Рыночные отношения: сущность, структура. Инфраструктура рынка.

1.Экономические и социальные условия формирования и становления рынка (общественное разделение труда и специализация; экономическая обособленность субъектов хозяйственной координации; право частной собственности).

2.Механизм цен – ключевое звено рыночных отношений. Рыночная экономика – это система, которая контролируется, регулируется и управляется свободными ценами.

3.Структура рынка, виды рынков и их классификация по экономическому назначению, товарным группам, пространственному признаку, степени ограничения конкуренции. Сегментация рынков с учётом географических, демографических, психологических, поведенческих факторов.

4.Инфраструктура рынка: биржи, банки, торговля: содержание деятельности и роль в рыночной экономике.

Тема 8. Механизм функционирования рынка.

1.Рынок – отношения между продавцами и покупателями (спросом и предложением) по поводу купли- продажи товаров и услуг по ценам, которые складываются в результате конкуренции.

2.Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос. Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос. Эластичности спроса по цене, доходу. Перекрёстная эластичность.

3.Предложение – элемент рынка. Закон предложения. Кривая предложения, эластичность предложения. Ценовые и неценовые факторы предложения. Индивидуальное, рыночное, совокупное предложение.

4.Взаимодействие спроса и предложение. Рыночная цена – условие возникновение рыночного равновесия.

5.Дефицит и профицит (излишки) – свидетельство нарушения рыночного равновесия.

Тема 9. Типы рыночных структур (совершенная и несовершенная конкуренция).

1.Конкуренция – элемент рынка. Совершенная конкуренция. Её достоинства и недостатки. Механизм равновесия рынка в условиях совершенной конкуренции.

2.Несовершенная конкуренция: монополистическая, олигополия, дуополия. Монополия. Естественные монополии. Монополии, созданные государством.

3.Формы конкуренции: научно- техническое соперничество, промышленно- производственное, торговое.

4.Конкуренция продавцов: монопсония, олигопсония.

5.Монопольная цена. Антимонопольное законодательство. «Закон о конкуренции» Российской Федерации.

Тема 10. Саморегулирование рыночной системы. Обеспечение рыночного равновесия.

1.Частичное, общее, реальное равновесие.

2.Модели равновесия в основных экономических школах.

3.Современные модели рыночного равновесия: паутинообразная, модель очереди. Модель рыночного равновесия при участии государства.

4.Формы и экономические рычаги в механизме саморегулируемой рыночной системе: принцип «невидимой руки», банкротство предприятий, конкурентное ценообразование, денежно- кредитная и налоговая политика государства в регулировании конкуренции.

Тема 11. Домохозяйства и их функции. Теория потребительского поведения.

1.Функции домохозяйств: продажа ресурсов, ведение домашнего хозяйства, составление бюджета, организация потребления внутри семьи.

2.Расходы, доходы и сбережения домохозяйств. Виды доходов (факториальные, трансферты, выплаты из финансово- кредитной сферы). Номинальные, располагаемые и реальные доходы. Закон Энгеля.

3.Причины сбережений и их виды. Факторы, влияющие на н5равенство доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.

4.Потребитель как агент экономической деятельности. Предпочтения потребителя и функция полезности. Теория предельной полезности (понятия « общая полезность», « предельная полезность»). Правило потребительского поведения, « эффект дохода», « эффект замещения».

5.Поведение потребителя и кривые безразличия. Карта кривых безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя и его условие – пересечение бюджетной линии с кривой безразличия.

Тема12. Предпринимательство: метод хозяйствования, экономическая категория, тип мышления.

1.Сущность и функции предпринимательства (вклад А. Маршалла, В. Зомбарта, Й. Шумпетера.): реализация нововведений, контроль над ценами и издержками и их рациональным соотношением.

2.Экономическая характеристика предпринимательства. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности. Условия хозяйствования: самостоятельность и независимость, свобода прав и ответственность. Ориентация на достижение коммерческого успеха. Тип мышления, который характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, реализуемых в практической деятельности.

3.Прибыль – вознаграждение предпринимателя. Явные и неявные издержки. Предпринимательский доход: нормальная и экономическая прибыль.

4.Исторические этапы становления российского предпринимательства. Особенности современного российского предпринимательства.

Тема 13. Фирмы в системе рыночных отношений. Теория фирмы.

1.Фирма – основная структурная единица бизнеса и предмет микроэкономического анализа, её целевая функция.

2.Рынок и фирма (сравнительный анализ). Тории фирм. Трансакционные издержки как показатель целесообразности организации фирмы в противовес «чистому рынку».

3.Основные формы предприятий: их преимущества и недостатки. Государственные предприятия: признаки и причины существования.

4.Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Тема 14. Издержки: сущность и структура.

1.Долгосрочный и краткосрочный периоды в деятельности фирмы: определение понятий.

2.Концепция издержек в экономической теории.

3. Классификация издержек: постоянные и переменные. Общие и средние, предельные, явные и неявные, экономические.

4.Совокупные, средний и предельный доход фирмы. Фирмы предельные, допредельные. Допредельные со сверхприбылью, запредельные.

Тема 15. Доходы от факторов производства и их распределение.

1.Экономические тории прибыли. Функции прибыли. Виды прибыли. Монопольная прибыль и условия её возникновения.

2.Рынок капитала и процент. Понятие капитала (инвестиционных ресурсов) и его формы: основной и оборотный. Амортизация. Процент и его экономическая природа.

3.Рынок земли и земельная рента. Земля как фактор производства. Природа ренты и условия её возникновения. Рента и цена земли.

4.Рынок труда и его особенности. Заработная плата – вознаграждение за труд наёмных работников. Современные теории заработной платы. Виды заработной платы. Номинальная и реальная зарплата.

Тема 16. Общая характеристика макроэкономики. Условия макроэкономического анализа.

1.Особенности макроэкономического подхода к исследованию экономических процессов и явлений. Цели и задачи макроэкономической политики.

2.Система национального счетоводства – инструмент оценки и регулирования макроэкономических пропорций. Основные макроэкономические показатели: ВВП, ВНП, ЧВП, НД, ЛД, ЛРД.

3.Экономический рост и способы его измерения. Типы экономического роста. Источники и издержки роста экономки. Сущность реального экономического роста – разрешение противоречий между ограниченностью производственных ресурсов и повышением человеческих потребностей.

4.Модели макроравновесной динамики (классическая, кейнсианская, монетаристская). Достижения и недостатки моделей.

Тема 17.Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и предложение. Равновесие на товарном рынке.

1.Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы. Кривая совокупного спроса и её смещение.

2.Совокупное предложение в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Ценовые и неценовые факторы. Кривая совокупного предложения и её особенности. Смещение кривой предложения.

3.Взаимосвязь совокупного спроса и совокупного предложения. Варианты равновесия совокупного спроса и предложения.

4.Модель «совокупный спрос и совокупное предложение» - базовая модель макроэкономического равновесия, построенная на приоритете сферы обращения.

Тема 18. Государственные расходы и налоги. Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика.

1.Бюджетная система и её уровни. Государственный бюджет и его структура.

2.Налоги: их сущность и функции. Принципы и формы налогообложения.

3.Поступления в бюджет: кривая Лэффера. Налоговая политика и её функции.

4.Бюджетный дефицит, его виды. Способы покрытия. Бюджетный профицит.

5.Основные инструменты денежно0кредитной политики.

Тема 19. Внешняя торговля и торговая политика. Платёжный баланс. Валютный курс.
1.Международное разделение труда, интернационализация производства и мирового хозяйства.

2.Принципы абсолютных и относительных преимуществ в международной торговле.

3.Международная торговля: основные понятия.

4.Внешнеэкономическая политика: квотирование, демпинг, протекционизм.

5.Платёжный баланс: принципы построения. Классификация статей.

6.Национальная и мировая валютная система. Валютная корзина.

Тема 20. Особенности переходной экономики России. Формирование открытой экономики.

1.Основные черты переходной экономки.

2.Проблема выбора направления социально-экономических преобразований.

3.Преобразование отношений собственности: разгосударствление, приватизация и их социально-экономические последствия.

Темы курсовых работ по экономической теории

Перечень тем курсовых работ по экономической теории:
Предмет экономической теории. Развитие представлений о предмете экономической теории.
Методы экономической теории и их эволюция.
Этапы развития мировой экономической мысли.
Экономическая система общества: типы и модели.
Система экономических интересов субъектов экономики: цели, средства и выбор оптимального решения.
Собственность как экономическая категория, ее эволюция и современные формы.
Теории собственности. Концепция “пучка” прав собственности.
Альтернативные теории товара.
Теории денег. Сущность, функции и эволюция денег.
Экономические блага, их классификация. Экономическая ценность и альтернативная стоимость.
Механизм ценообразования в рыночной экономике.
Рынок: сущность, структура, механизм функционирования, типы.
Закон конкуренции и современные особенности его проявления. Эффективность конкурентных рынков.
Несовершенная конкуренция и рыночная власть. Антимонопольное регулирование.
Предпринимательство в рыночной экономике: признаки, мотивы и функции.
Предприятие в рыночной экономике: его социально-экономические признаки и формы организации.
Основные факторы производства, их взаимодействие и взаимозаменяемость. Закон убывающей предельной производительности.
Особенности ценообразования на рынках факторов производства: труда, земли, капитала.
Рынок труда, его инфраструктура и роль в движении занятости.
Структура и роль рынка капитала. Процентная ставка и инвестиции.
Рынок земли и земельная рента.
Теории прибыли. Принцип максимизации прибыли.
Концепции издержек в экономической теории. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы.
Инвестиционные ресурсы предприятия, их источники, структура и особенности движения.
Теории потребительского поведения. Закономерности потребительского поведения.
Формирование и распределение доходов в рыночной экономике.
Экономические отношения в аграрно-промышленном комплексе.
Концепции общественного воспроизводства, его макроэкономические пропорции, типы.
Национальный продукт и его измерение.
Система национальных счетов и ее роль в регулировании макроэкономических процессов.
Теневая экономика: причины, формы проявления и борьба с ней.
Теории макроэкономического равновесия.
Цикличность как форма движения рыночной экономики. Антициклическое регулирование.
Экономический рост и его модели. Проблемы экономического роста в России.
Безработица и инфляция, как проявление макроэкономической нестабильности рыночной экономики.
Особенности инфляции в России, ее социально-экономические последствия и направления антиинфляционной политики.
Безработица, ее причины, формы и последствия. Особенности безработицы в России.
Денежная система и ее элементы. Законы денежного обращения.
Денежный рынок. Равновесие на денежном рынке. Денежная политика.
Экономическая роль банковской системы в общественном производстве. Денежно-кредитная политика.
Кредит как форма движения ссудного капитала.
Рынок ценных бумаг: сущность, структура, функции.
Финансы и финансовая система в современной экономике.
Государственный бюджет и государственный долг. Бюджетная политика в экономике России.
Налоги и налоговая система в рыночной экономике.
Концепции государственного регулирования рыночной экономики, его цели и уровни.
Основные направления и методы государственного регулирования рыночной экономики.
Причины кризиса административно-командной экономики и цели постсоциалистической трансформации.
Основные черты переходной к рынку экономики и ее особенности в России.
Разгосударствление экономики: необходимость, методы и противоречия.
Приватизация и ее способы. Особенности приватизации в России.
Аграрные преобразования в период перехода к рынку.
Зарубежный опыт перехода к рынку современного типа.
Роль государства в процессе формирования хозяйственного механизма переходной экономики.
Социальная политика государства и ее особенности в переходной экономике.
Формирование открытой экономики России и национальная экономическая безопасность.
Теории международных экономических отношений.
Развитие международных экономических отношений в современных условиях.
Возникновение, основные этапы развития и структура мирового хозяйства.
Мировой рынок и международная торговля. Торговая политика России.
Международное движение капитала и инвестиционный климат России.
Международная миграция рабочей силы и ее влияние на экономику России.
Мировая валютная система и валютный рынок в России.
Проблемы глобализации в мировой экономике.
Источники и этапы формирования системной политико-экономической теории.
Основные направления современной экономической мысли.
Маржинализм: условия возникновения и основные направления.
Кейнсианство и его эволюция.
Институционализм, его истоки и эволюция.
Неоклассическое направление экономической теории.
Неолибаральные концепции: теории социальной рыночной экономики, монетаризм.
Особенности развития экономической мысли в России.
Структура экономической науки.

"О создании добавленной стоимости в сфере образовательного консалтинга". Плотников О.А.

Известно, что сама идея бизнеса основана на создании добавленной стоимости, т.е. создании некой дополнительной ценности для потребителя (клиента), за которою он готов и будет платить деньги (или иные ценности).
Какая же деятельность может приносить доход? Попробуем определить основные виды бизнеса:
• производство – создание добавленной стоимости основано на переработке ресурсов в качественно новое состояние. Производство может быть материальное (автомобиль, книга, хлеб и т.д.), либо нематериальное (компьютерные программы и т.п.)
• торговля – добавленная стоимость создается за счет повышения удобства приобретения и потребления, при этом сам продукт не изменяется. Различают два принципиально различных вида торговли: арбитраж – создание добавленной потребительской стоимости путем изменения места и ассортимента товаров («здесь купил – там продал»); и спекуляция – путем отсрочки времени потребления (использования) («сегодня купил – завтра продал»).
• оказание услуг – создание добавленной стоимости за счет проведения работ, удовлетворяющие потребности потребителя (клиента).
Результат создания добавленной потребительской стоимости – товар или услугу – в бизнесе принято называть продуктом.
В сфере образовательного консалтинга – написания студенческих работ на заказ, идея данной сферы бизнеса основана на создании добавленной стоимости, т.е. создании ценности для Клиента в виде законченного продукта – студенческой работы, которая имеет ценность и является объектом интеллектуальной собственности, за которою он готов и будет платить деньги (или иные ценности). Таким образом, студенческая работа выступает как актив – ресурс, от которого ожидается экономическая выгода в будущем. Какую выгоду может получить студент, кроме успешной сдачи работы и допуска к зачету или экзамену? При чтении работы студенту следует обратить внимание на: актуальность темы работы, предмет и объект исследования, цели и задачи работы, степень научной разработанности проблемы, методы исследования и анализа, оформление работы, структуру проведенного исследования, логику написания работы и аргументированность полученных выводов, научный стиль и язык описания, анализ теоретико-методологических подходов к проблеме работы, исследование практических вопросов темы работы, разработку рекомендаций по совершенствованию управления объектом исследования, оценку эффективности предложенных мероприятий, научную новизну работы, теоретическую и практическую значимость. Студент, уяснив основные моменты в исследовании, которое он заказал, учится самостоятельно выполнять поставленные в ВУЗе преподавателями перед ним задачи и студенческие работы. В результате чего, студент приобретает навыки научного образа мышления, умение аргументировать и доказывать свою точку зрения, инструменты анализа для самостоятельной работы, которые ему помогут в дальнейшем приобретении профессиональных навыков.
Если студент не просто заказывает работу, сдает ее и забывает о ней, а тщательно анализирует ее, проводит в дальнейшем самостоятельные научные исследования, то он приобретает актив – ценный ресурс и результат труда специалиста, профессионала, научного деятеля сферы образовательного консалтинга.
Таким образом, заказывая исполнение студенческой работы можно говорить об инвестициях студента в свое образование, знания, т.е. это вложения, которые окупятся через некоторое время и принесут экономические выгоды своему инвестору (студенту).
Оказание консалтинговых услуг в сфере образования – это создание добавленной стоимости за счет «производства» студенческих работ, проведения необходимых научных исследований, которые удовлетворяют потребности субзаказчика работы (Клиента) и непосредственного реципиента (основного заказчика) работы – собственно самого преподавателя!
Услуги образовательного консалтинга можно условно разделить на потребительские (где клиентами выступают студенты и аспиранты, иногда сами преподаватели, получающие дополнительное образование) и деловые (клиенты, как правило, организации, заинтересованные в научном обеспечении и сопровождении своей деятельности).
Заказывая работы у профессионалов (кандидатов наук), студенты со временем накапливают большой багаж знаний, становятся хорошо "подкованными" для самостоятельного написания качественных студенческих работ, могут сами оказывать данные услуги другим студентам и извлекать из этого экономические выводы. С накоплением знаний студент становится самообучающимся и в дальнейшем не нуждается в помощи профессионалов образовательного консалтинга.


Главная страница

Обо мне

Стоимость работ, контакты

Экономика АПК и сельского хозяйства

Оформить заказ

Хостинг от uCoz